Пятница,
29 марта 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Среда, 4 марта 2015 г. 12:13
ПОЛИТИКА

Дмитрий Семушин. Военный союз Швеции и Финляндии: реальность на границах России

«Северные страны» — Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция продолжают активные работы в области обороны и политики безопасности в рамках т. н. «Северного оборонного сотрудничества» (Nordic Defence Cooperation — NORDEFCO). NORDEFCO был создан в ноябре 2009 года и является основой для формирующегося военного союза скандинавских стран + Финляндии. Однако нынешний формат организации, состоящей из государств, находящихся в различных отношениях с ЕС и НАТО потребовал различного уровня отношений в рамках самого NORDEFCO. Если Дания, Исландия и Норвегия являются членами НАТО, то Финляндия и Швеция — нет. Одновременно Исландия и Норвегия не состоят в ЕС. Развитию общего военного сотрудничества мешают и политические традиции отдельных стран. Так, в рамках NORDEFCO Швеция — является крупнейшим государством с самой современной военной промышленностью и сильными вооруженными силами. Однако на протяжении двух веков после наполеоновских войн оборонная политика Швеции строилась на принципах нейтралитета. После вступления Швеции в ЕС стало очевидно, что традиционный шведский нейтралитет уходит в истории. Но его традиции воспрепятствовали Швеции вступить в НАТО. Что касается Финляндии, то в период с 1948 по 1992 год ее оборонная политика строилась на основе «особых отношений» с Советским Союзом. Ключевым положением Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией 1948 года стало установление военной кооперации между двумя странами в случае «военной агрессии со стороны Германии или любого союзного с ней государства» (статья 1). После создания НАТО и вступления в него Западной Германии означенная статья однозначно трактовалась, как направленная против Северо-Атлантического альянса. В 1992 году действие договора 1948 года из-за краха СССР было прекращено. Практически это означало конец политики финляндизации в ее важнейшем аспекте условного или дружественного нейтралитета по отношению к России и оборонного сотрудничества Финляндии с Россией в случае военного нападения НАТО на Россию через территорию Финляндии.

Но, несмотря на то, что Финляндия в 1995 году вступила в ЕС, настойчивое сопротивление ее общественности не позволяет этой стране вступить в НАТО. Традиции финляндизации еще работают. Подобное обстоятельство и потребовало выстраивание в рамках NORDEFCO особых отношений между Швецией и Финляндией, с одной стороны, и Данией, Норвегией и Исландией, с другой. Возникшая конфигурация после выхода из нейтралитета и финала «финляндизации» ведет и к особому двустороннему сотрудничеству в рамках NORDEFCO между Финляндией и Швецией в политике обороны и безопасности.

В апреле 2014 года прошло очередное совещание министров обороны стран NORDEFCO в Тромсe в Норвегии. Министры обсудили проблему укрепление военного сотрудничества и затронули тему безопасности в Европе в свете кризиса на Украине. Крымский кризис отразился на перспективах северного оборонного сотрудничества. Он явно интенсифицировал его. Что касается Швеции и Финляндии, то они тут же заморозили свое военное сотрудничество с Россией.

Вслед за совещанием в Тромсе 6 мая 2014 года министры обороны Финляндии и Швеции Карл Хаглунд и Карин Энстрем договорились об общих условиях развития оборонного сотрудничества двух стран. Уже тогда стало ясно, что рекомендации, принятые в мае 2014 года, в случае их реализации будут иметь влияние на долгосрочное развитие вооруженных сил Швеции и Финляндии. Министры приняли план действия, который предусматривал работу по шести основным направлениям. Спектр вопросов военного сотрудничества Швеции и Финляндии простирается от логистики и материального обеспечения до того, как армии, авиации, флоту проводить больше совместных учений. Планом также предусматривалась необходимость исследования целесообразности создания совместных авиационных и морских подразделений двух стран. Возможности были изучены, и осенью 2014 года было принято решение подобные соединения создавать. Такие подразделения дадут Финляндии и Швеции возможность направлять войска с сопоставимым современным потенциалом для участия в операциях ЕС, ООН и НАТО по разрешению кризисных ситуаций в мире.

В октябре 2014 года был опубликован предварительный, а в начале февраля 2015 года — итоговый отчет об углублении военно-технического сотрудничества между Финляндией и Швецией в ближайшие годы. В подготовке итогового документа были заняты шесть двусторонних рабочих групп, по одной на каждое основное направление: ВМФ, ВВС, Сухопутные силы, Тыл, Связь и штабную деятельность. Итоговый отчет посвящен как краткосрочным, так и долгосрочным перспективам развития вооруженных сил Швеции и Финляндии в их тесном сотрудничестве.

В качестве долгосрочных целей военного сотрудничества между Финляндией и Швецией определено: большая безопасность в региональном контексте, более эффективное использование на оборону имеющихся ресурсов. Сотрудничество направлено на повышение функциональной совместимости вооруженных сил двух стран и придание им возможности действовать совместно, как внутри Швеции и Финляндии, так и в регионе Скандинавии и на международной арене. Поэтому оборонное сотрудничества между Финляндией и Швецией строится как на двусторонней основе, так и в рамках существующих форматов NORDEFCO, ЕС, НАТО и ООН. Например, в ближайшем будущем можно ожидать создания шведско-финской боевой группы (Battle Group) в рамках вооруженных сил Евросоюза. Что касается НАТО, то смешанные финско-шведские подразделения будут проводить совместные маневры с подразделениями стран НАТО, как в пределах Северного региона, так и за его рубежами. Означенное сотрудничество имеет целью создание совместных финско-шведских подразделений для выполнения всякого рода международных миссий ООН. При этом в отчете заявлено, что совместные подразделения Швеции и Финляндии во всех случаях будут действовать без объединения соответствующих родов войск вооруженных сил двух стран.

Всего программа совместного сотрудничества между вооруженными силами Финляндии и Швеции предполагает работу в шести областях: по родам войск — ВМФ, ВВС, Сухопутных войсках; тыловой деятельности (логистике), связи и штабном управлении.

Каждому роду войск двух стран была поставлена задача разработать концепцию, включая дорожную карту с целями и сроками мероприятий по ним.

Для военно-морского флота и военно-воздушных сил Швеции и Финляндии, помимо их давнего сотрудничества в области подготовки и совместного участия в военных учениях, в программе предусматривается возможность создания общей инфраструктуры базирования. Кроме того, планируется передача отдельных военных единиц — кораблей или самолетов в оперативное подчинение подразделений страны партнера.

В области военно-морского флота в программе была представлена концепция шведско-финской военно-морской целевой группы (SFNTG), которая охватывает все сферы сотрудничества военно-морских флотов двух стран. Основной целью совместной шведско-финской военно-морской целевой группы станет проведение операций для защиты судоходства. Корабли двух флотов в рамках группы и вне ее могли бы использовать беспрепятственно для своего обслуживания финские или шведские военно-морские базы. Предполагается, что развитие военно-морских сил двух стран будет осуществляться на основании согласованных четырехлетних планов. Защита судоходства предполагает и борьбу с вражескими подводными лодками. Тренировки по борьбе с субмаринами будут включены в четырехлетний план сотрудничества в качестве составной части военно-морских учений.

В целях «укрепления доверия», изучения способов ведения дел и культуры предполагается обмен офицерами и унтер-офицерами между экипажами кораблей двух стран.

Целью развития финских и шведских военно-воздушных сил станет формирование «частично интегрированных ВВС». Двусторонним сотрудничеством предполагается охватить все функции ВВС, включая борьбу за завоевание господства в воздухе, поддержку сухопутных и морских операций и ПВО. Сотрудничество предполагает, как и в случае с ВМФ, совместное использование основных и передовых оперативных баз для быстрого развертывания сил. При этом ВВС двух стран будут обеспечены возможностями общего командования и контроля за проведением воздушных операций.

В качестве отдельной области деятельности ВВС программа предусматривает сотрудничество в области вертолетных операций. В частности, планируется, что небольшое совместное вертолетное подразделение в операции будет управляться одним национальным оператором, шведским или финским.

В сотрудничестве сухопутных сил армий двух стран в качестве главной цели поставлена задача создании основ для формирования комбинированных финско-шведских бригад. Подобные подразделения не будут существовать постоянно. Это означает, что по необходимости бригада формируется из отдельных национальных подразделений. Приказ о создании совместных бригад может быть получен для проведения операций кризисного регулирования или для целей национальной обороны.

Программа в качестве направления определяет совместную деятельность вооруженных сил двух стран для совершенствования логистики (тыла). В сфере логистики и закупок военной техники была поставлена задача провести общие технико-экономические исследования, касающиеся, например, проектирования новых надводных военных кораблей, развития совместного аутсорсинга и углублении двустороннего сотрудничества в обеспечении сферы услуг. Развитие сотрудничества между Финляндией и Швецией в сфере военной логистики связано с намерением оптимизировать использование ресурсов, осуществлять общие закупки, повышать оперативную совместимость и достигать способности к совместным действием для обеспечения тыла вооруженных сил, как внутри двух стран, так и на международной арене. В сферу логистики включена и область военно-технического сотрудничества двух стран. Совместные разработки военной техники и кооперация двух стран при ее производстве призваны снизить затраты и избежать дублирования усилий по развитию. Доступ к лучшей военной технологии поможет свести до минимума разрыв в потенциалах военных предприятий и конструкторских бюро двух стран.

В плане рекомендуется проведение ежегодных встреч между должностными лицами, ответственными за обеспечение тыла и производство оружия.

Ключевым элементом для достижения успеха в военном сотрудничестве в области обороны двух стран, как было признано в итоговом отчете, является возможность обмена секретной информацией на всех уровнях — тактическом, оперативном и стратегическом. В настоящее время Финляндия и Швеция не обладают между собой безопасными линиями связи на стратегическом и политическом уровне, за исключением дипломатических курьеров. Программа военного сотрудничества двух стран предполагает эти линии создать на уровне самых современных возможностей по обмену секретной информации. Безопасные и надежные коммуникации предполагается установить и использовать на всех уровнях взаимодействия: политическом, стратегическом и оперативном. Сеть безопасных коммуникации наряду с оборудованием обмена информацией является ключевым фактором эффективного сотрудничества по всем направлениям и родам войск. В этой связи, указывалось в докладе, важно, чтобы правила секретного обмена информацией были определены, утверждены и реализованы до входа Швеции и Финляндии в «глубокое сотрудничество».

План предполагает тесное военное сотрудничество двух стран в области штабной деятельности для двустороннего планирования военных операций, определения необходимых сил, предварительной подготовки, управления и контроля операций, разработки планов снабжения и действий для операций в зоне кризисов. При необходимости совместное планирование можно будет осуществлять и на стратегическом уровне. Посредством штабной деятельности планируется существенно улучшить взаимодействие обеих армий, их оперативные возможности.

Ключевые области сотрудничества, разумеется, потребуют дополнительных инвестиций. Их следует определить и выделить правительствам двух стран. Кроме того, существенной проблемой для развития двустороннего сотрудничества между Финляндией и Швецией остается различие национальных систем комплектования вооруженных сил. Финская военная система основана на всеобщей воинской обязанности, а Швеция использует только профессиональные силы в своей армии. Различия в системах могут создавать проблемы в планах готовности.

Существуют и другие проблемы для развития двустороннего военного сотрудничества Швеции и Финляндии. Они определены. Проблемы связаны с различиями в законодательстве и нормативных актах двух стран. Необходимы согласованные действия для совершенствования означенной базы в целях углубления двустороннего сотрудничества.

В плане рекомендуется изучать дальнейшие возможности для углубления сотрудничества в рамках национальных исследовательских оборонных институтов. В рамках этих учреждений Швеция и Финляндия намереваются осуществлять научный анализ, в том числе, развития системы европейской безопасности и российской военной политики. В 2015 году по итогам текущей работы планируется провести два совместных научно-исследовательских семинаров, по одному в каждой стране.

* * *

Можно подытожить. Военное сотрудничество — не новость для Швеции и Финляндии. Обе страны имеют значительный период общей истории и общие позиции в политической и военной областях в регионе. Шведский язык является до сих пор государственным в Финляндии. Совместное военное сотрудничество Швеции и Финляндии опирается на традицию общей военной истории в рамках многовековой общей государственности до 1809 года и общего врага. Новейшая история также знала примеры шведско-финского военного и военно-политического сотрудничества, например, в Зимнюю войну 1940 года, когда шведы пришли на помощь финнам оружием и добровольцами. Потом во время Второй мировой войны Швеция успешно выступила посредником между СССР и Финляндией для достижения последней соглашения о перемирии на почетных условиях. Сейчас в Швеции и Финляндии полагают, что безопасность приобрела первоочередное значение в условиях усилившихся трений с Россией из-за наращивания ее военных возможностей и кризиса на Украине. Оборонные ведомства двух стран разработали программу тесного военного сотрудничества. Но при этом они официально подчеркивают, что подобного рода двустороннее сближение в области военного строительства все-таки не предполагает образования оборонного альянса между Швецией и Финляндией. Однако простой обзор планируемых мер свидетельствует об обратном. Военный союз двух стран без прямого соглашения, но на базе запланированного военного сотрудничества является фактом. Более того, программа военного сотрудничества предполагает еще и возможность встраивания будущих совместных подразделений Финляндии и Швеции в военную систему Европейского союза и участие их в совместных операциях с НАТО.

Дмитрий Семушин — обозреватель ИА REGNUM

©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 29 марта 2024 г.
11:02 Вологодская обл
 

Ледовая переправа через Северную Двину становится неудобной и опасной

10:19 Вологодская обл
 

Школьник из Красавино победил во Всероссийской олимпиаде школьников

10:11 Вологодская обл
 

168 объектов в Вологде обработают от клещей

09:47 Вологодская обл
 

Два человека пострадали в ДТП на мосту в Череповце

08:58 Вологодская обл
 

Строительство ФОКа с бассейном в Череповце продолжится

08:40 Вологодская обл
 

Вологжанке так понравилось лечиться, что она вернулась в больницу

22:22 Вологодская обл
 

Реконструкция аэропорта в Вологде обойдется в 11,8 миллиарда рублей

17:27 Вологодская обл
 

Легковушка врезалась в машину ГИБДД

16:46 Вологодская обл
 

У любителя алкоголя конфисковали автомобиль

16:12 Вологодская обл
 

В Великом Устюге осудят бывшего полицейского за незаконный оборот наркотиков

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2324252627281
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования