"Я не считаю, что имеет место какая-то истерия в отношении платформы Android. Система развивается и будет развиваться и, в конечном счете, найдет свою нишу на рынке мобильных устройств", - полагает коммерческий директор компании "Вобис Компьютер" Михаил Чернышов.
Почем андроиды для народа?
Интересный момент: в течение примерно года с момента появления Android вендоры выводили на рынок в основном дорогие устройства на базе этой операционной системы. Почему происходило именно так?
Во-первых, производители попросту решили снять все "сливки" с новой платформы: раз уж Android вызывает такой ажиотаж у потребителей, пока нет никакого смысла создавать дешевые модели; можно в первое время делать ставку на аппараты более высокого класса, так как покупать их все равно будут на волне интереса к Android и сопутствующей ему экосистеме (магазин приложений, тесная интеграция в сервисами Google). Кроме того, представлять новинки в премиальном сегменте - это выгодно.
"Для производителя разница в затратах на разработку модели middle и high-end сегмента не очень отличается, но в случае работы в премиум-сегменте можно очень удачно совместить функциональность со статусностью телефона", - отмечает Евгений Павлов, менеджер по коммерциализации продуктов компании HTC.
Во-вторых, немаловажную роль здесь сыграл и тот факт, что пионером рынка Android-устройств стала тайваньская HTC, чья продукция вне зависимости от функционального заряда никогда не отличалась доступностью для широких масс. Другие вендоры последовали примеру лидера: та же Acer, славящаяся как раз приемлемой по цене техникой, в прошлом году выпустила всего один "гуглофон" - далеко не самый дешевый Liquid. Модели более низкого класса были показаны ею только в этом году на MWC 2010.
Больше всех от высоких цен пострадали именно российские покупатели. Дело в том, что в Европе и США первые "гуглофоны" по традиции продавались с контрактами операторов сотовой связи. На практике это значит, что мощный коммуникатор достается абоненту за каких-нибудь $199 (что, впрочем, тоже немало: обычные мобильные телефоны с контрактом стоят там 20-60 долларов). Правда, при этом пользователь обязан в течение нескольких лет пользоваться услугами конкретного оператора сотовой связи (и, как правило, с достаточно дорогим тарифом). Иными словами, речь идет о своего рода рассрочке. В России же, где подобные схемы не распространены, покупателям приходилось отдавать за коммуникатор сразу по 500, 600 и более долларов.
Кроме того, некоторые недорогие модели, вроде Motorola Cliq (стоимость в Европе - 1 евро с контрактом), вообще в наши широты не поставлялись. В целом же, ситуация такая: за рубежом первые Android-устройства начального уровня стали доступны во второй половине 2009 года (то есть, тоже далеко не сразу, а спустя месяцы после выпуска HTC G1), а в России они появились только к концу прошлого года. Основная же их масса выходит на наш рынок только сейчас.
Что стоит подразумевать под бюджетными моделями? Скажем, HTC Tattoo можно было купить в России уже прошлой осенью за $500-550: этот аппарат являлся "бюджетником" по меркам самой HTC, а вот для рынка он поначалу был "очередной моделью для избранных" (читайте - для тех, кто может потратить полтысячи долларов на средство связи). Впрочем, сейчас, в конце весны 2010-го, Tattoo уже можно причислить к разряду относительно доступных устройств: он продается за 12 тысяч рублей.
Кроме того, сейчас на российском рынке представлен Android-коммуникатор Highscreen Zeus; этот аппарат является самым недорогим андроидфоном в классе "до 10 тысяч рублей" и "по совместительству" - наиболее доступным по цене устройством с выдвижной QWERTY-клавиатурой (вне зависимости от ОС). Новые игроки рынка, то есть компании, решившие выпустить одну или несколько моделей под управлением Android, пытаются занять свое место под солнцем именно с помощью гуманных ценников. Например, коммуникатор Gigabyte GSmart G1305, практически аналогичный по характеристикам HTC Hero, первому "Android-флагману" российского рынка, стоит заметно дешевле.
В целом, можно констатировать следующий тренд: среди Android-устройств теперь есть как дорогие, так и вполне доступные. Вот только в США и Европе они появляются значительно раньше, в то время как россиянам бюджетные модели коммуникаторов на основе этой платформы предлагают только сейчас. Примечательно, что это стало возможным во многом благодаря усилиям компаний второго эшелона. Доля WID на базе Android в 2009 году возросла с нуля до 8,9% во втором полугодии. Собственно, благодаря активной экспансии в сторону новой платформы многие игроки смогли значительно увеличить свое присутствие на российском рынке. В качестве примера можно привести уже упоминавшийся отечественный бренд Highscreen. К концу 2009 года 40% из официально продаваемого в России ассортимента андроидфонов принадлежало этому бренду, а в целом по рынку устройств на этой платформе Highscreen занимал третье место по объему продаж, на доли процента отстав от Samsung. Нельзя не вспомнить бренд Gigabyte GSmart, также имеющий амбициозные планы в отношении платформы Android.
Немного о будущем
Что касается дальнейших перспектив Android, то на сегодняшний день известны следующие факты: HTC намерена как минимум в половине своих продуктов использовать Android. Samsung также активно работает с этой платформой - намного активнее, чем с Windows Mobile. LG Electronics вполне официально заявила, что в текущем году выпустит не менее двадцати коммуникаторов, причем более половины из них будут управляться "андроидом"; остальные же модели будут нести на борту Windows Mobile и Linux (надо полагать, здесь речь идет об устройствах на базе платформы Intel Moorestown с ОС MeeGo). Acer и Sony Ericsson также планируют впредь уделять (да и уже уделяют) больше внимания Android - этим компаниям не удалось быстро завоевать рынок с устройствами под управлением Windows Mobile, вот они и решили на скорую руку переориентироваться.
Так что перспективы, по большому счету, весьма обнадеживающие: бесплатная платформа в любом случае будет пользоваться популярностью у вендоров, а удобство, глубокая интеграция с популярнейшими сервисами Google и постоянно растущая коллекция программного обеспечения делает эту ОС весьма интересной и для пользователей. Стоит отметить, что полностью открытыми и бесплатными также являются две ОС, фактически контролируемые Nokia, - Symbian и Maemo. Кстати, бюджетным смартфонам без touch-screen все большую конкуренцию составляют feature-phone известных брендов. "Сенсорные телефоны постоянно наращивают функциональность. Из актуальных трендов я бы отметил интеграцию с социальными сетями, предустановленное навигационное ПО и, соответственно, встроенный приемник GPS", - считает Михаил Чернышов, коммерческий директор "Вобис Компьютер".
Возвращаясь к Symbian, отметим: выпускать смартфоны на основе этой платформы - это значит конкурировать с Nokia, и выиграть эту "войну" (ну или хотя бы выступить на равных с финнами) пока не удавалось никому. То есть в крупных компаниях прекрасно это осознают и давно смотрят в сторону Android (в этой области уже есть свои лидеры, но они не так четко выражены), а вот небольшие азиатские вендоры наверняка займутся экспериментами и с Symbian-смартфонами. С Maemo ситуация примерно та же: вроде бы она есть, но по сути никому, кроме самой Nokia, не нужна. Ну, разве что игрокам "второго эшелона" вроде ZTE: недавно эта компания объявила о выпуске планшета на основе Maemo. О других попытках ее использования не слышно.
Windows Phone 7, анонсированная на Mobile World Congress 2010, является "темной" лошадкой: эта система не имеет ничего общего с WM 6.5 - фактически, речь идет о совершенно новой программной платформе, в которой воедино сплелись элементы интерфейса медиаплеера Zune HD, ряд новых программных решений редмондской корпорации, а также несколько идей, "подсмотренных" у Apple и Google. В общем, коктейль получится "гремучим", однако в хорошем ли смысле этого слова - может показать лишь время. Очевидно лишь одно: на создание моделей под управлением Windows Phone 7 уже сейчас брошена определенная часть ресурсов производителей, а релиз первых устройств состоится в уже четвертом квартале текущего года. То есть в портфолио вендоров обязательно появятся новые модели с программной начинкой от Microsoft, которые "отвоюют" некоторую долю на рынке у Android-устройств.
Дальше все зависит от темпов развития Windows Phone 7: скажем, изначально в ней не слишком корректно была реализована многозадачность. Если Microsoft станет исправлять этот собственноручно созданный "баг" слишком долго, то значительного успеха Windows Phone 7 не видать. Ведь Google не стоит на месте, с завидной регулярностью выпуская обновления для Android (самая свежая версия платформы - 2.2 Froyo). По мнению Евгения Павлова, менеджера по коммерциализации продуктов компании HTC, доля рынка Android-устройств будет увеличиваться. "За неполных два года вышло уже четыре версии этой операционной системы, такого быстрого обновления нет ни у одной другой мобильной платформы. Для большинства людей Android не является конкурентным преимуществом, они лишь смотрят на дизайн и удобство меню, скорость работы, интегрированные сервисы - а все это быстрее и проще реализовать именно на Android OS. Поэтому разработчики двумя руками голосуют за эту платформу - для них это экономически выгоднее", - отмечает Евгений Павлов.
|