Понедельник,
17 декабря 2018 г.


РЕКЛАМА
АБЗАЦЦ
 
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ИНТЕРВЬЮ ИНТЕРВЬЮ

Журналисты ИА "СеверИнформ" подготовят сценарий и проведут интервью (Интервью-факт, Интервью-мнение, портретное Интервью) с руководителем или сотрудниками Вашей организации. При необходимости тематика и вопросы для журналиста, проводящего интервью, согласуются с Вашим специалистом по PR. (Отметим, что на основе Интервью можно сформировать Пресс-релизы для использования их в продвижения Вашей организации). Возможна публикация материалов Интервью на сайте SEVERINFORM.RU, а так же предоставление их на бумажном и электронном носителях.

Подробная информация по тел. (8172) 72-33-77 или эл. почте: заказать интервью.

30.11.2018

Маленький дом писателя в Вологде

30.10.2018

Литературный патруль нагрянет в Вологду

29.10.2018

Опоки - уникальное собрание достопримечательностей на севере Вологодчины

24.09.2018

Уникальная вологодская природа полюбилась спортсменам

30.08.2018

Беловская Вологодчина

28.08.2018

Сокольское пристанище Анастасии Цветаевой хотят сделать музеем

АРХИВ
   
СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРВЬЮ

Вологодская городская Дума отметила свой 10-летний юбилей

03.11.2004

Председатель Городской Думы города Вологды Александр Лукичев подводит важнейшие итоги десятилетней работы представительного органа городской власти. Александр Николаевич, Вы давно работаете в Вологодской городской Думе. Какие бы Вы достоинства и особенности отметили у этой структуры?

У Вологодской городской Думы есть такое стремление к новому, стремление к постоянной дополнительной информации, к изучению какого-то передового нового опыта, изучению проблем, которые есть в городе и как они решаются в других городах и регионах. Я это говорю не просто так, а исходя из практики работы Вологодской городской Думы. Дума в течение длительного времени сотрудничает с такими солидными организациями, как Международный республиканский институт, который занимается вопросами местного самоуправления, Санкт-Петербургский Центр стратегия, Центр муниципального управления РФ, Центр интегративных разработок и проектов Санкт-Петербурга. На протяжении последних 7-8 лет деятельности городской Думы активно проводим учебу депутатов. Большое количество депутатов у нас учится в различного рода школах, - это Московская школа политических исследований, которую закончили 6 вологодских депутатов в том числе и я. Один из депутатов прошел обучение и получает диплом в Страсбурге. 7 депутатов обучается в Вологодской школе публичной политики. Во всех тех мероприятия, которые мы проводим, большинство депутатов принимает активное участие. Следующее значимое для жизни мероприятие, которое будет проводиться в городской Думе в первых числах ноября - это конференция "Северная Европа без разделительных линий". По составу участников там будет присутствовать практически вся Прибалтика, посол Норвегии, представители Дании, заместитель генерального консула из США и так далее. Представительная делегация будет состоять из 30-ти высокопоставленных гостей. Цель конференции - показать, что в городе Вологде и в области существует хороший инвестиционный климат и благоприятные условия для вложения иностранного капитала. Понятно, что к экономическому подходу должен соответствовать и политический, и социальный, о чем мы тоже будем говорить на конференции. Вот эти особенности Думы можно отметить. Более того, мы не являемся закрытой организацией, и на любые наши мероприятия - то ли проведение международных конференций, то ли заседания, мы в обязательном порядке приглашаем все близлежащие территории. Та организация, которая проводит подобные мероприятия, оплачивает все расходы, тем самым их городского бюджета ни тратится ни копейки. Поэтому, если считать все вышеперечисленное положительном явлением, то можно брать пример с Вологодской городской Думы.

Что является главным итогом работы городской Думы за всю историю ее существования?

Я думаю, что все-таки несколько позиций. Первая позиция заключается в том, что городу Вологде удалось сохранить представительный орган власти, как самостоятельный орган местного самоуправления. Хотя после известных событий 1993 года, органы местного самоуправления были разогнаны по всей стране, на сегодняшний день их осталось совсем немного. Это был переходный период для Думы, что фактически позволило потом достаточно быстро и без проблем избрать другое количество депутатов - вместо девяти - тридцать, а на первом этапе было избрано шесть, а затем были приняты все необходимые документы для нормального функционирования представительного органа власти. Главный документ - это Устав города, который был принят 25 июня 1996 года. Итогом также можно посчитать и большое количество программ, которые на сегодняшний день приняты, профинансированы и их выполнение находится под контролем Думы. Итогом же работы и второй позицией городской Думы за всю историю ее существовании можно назвать то, что с самого начала та группа депутатов, которая работала на протяжении последних трех созывов, в том числе и ваш покорный слуга, они ставили своей главной задачей создать такие правила игры, такие принять положения, такие местные законы, чтобы город был комфортным для проживания. Что значит комфортным? Прежде всего - это горячая вода и тепло, чтобы сам город был благоустроенным, с чистыми подъездами, с хорошими дорогами и так далее. Вот самое главное, что входит в наши функции. Да и сложно судить, что было сделано, ведь 10 лет - достаточно маленький срок, чтобы подводить какие-то итоги. У наших избирателей на сегодняшний день различное представление о деятельности городской Думы. С одной стороны, по исследовательским данным, растет доверие вологжан к деятельности городской Думы, а с другой стороны, растет процент жителей, которые не удовлетворены общением с депутатами, решениями и ответами. Это происходит потому, что граждане обращаются не по адресу, или уже они так доверяют Думе, что по любому вопросу обращаются.

Когда состоялись первые выборы в городскую Думу? Как они проходили и были ли нарушения?

Первые выборы проходили в 1994 году в марте месяце, они были проведены по положению, утвержденному Губернатором области Николаем Подгорновым. По нему было предложено избрать всего 9 депутатов. Из нужного количество избрано было всего лишь шесть, так как в трех округах выборы были признаны не действительными. В то время он проходили достаточно спокойно, ибо после известных событий 1993 года население было настроено достаточно прохладно. На мой взгляд, было определенное неверие, что эти органы местной власти могут что-то сделать после разгона советской власти. Ну, и учитывая тенденцию по всей стране, где представительные органы власти фактически находились в подчинении исполнительного органа власти, тоже дополнительного энтузиазма у населения не вызывало. Усилиями Михаила Зарецкого, (председатель Совета самоуправления города Вологды первого созыва) представительный орган власти был сохранен.

В каком году была принята городская "конституция" (Устав)? Когда будет принят новый и в чем его отличие?

Городская «конституция» была принята 25 июня 1996 года. Устав, который впервые в истории деятельности городской Думы разделил полномочия между представительным органом власти, Главой города и Администрацией города, а так же определил все условия существования местной власти на территории города Вологды, расписал компетенцию каждого из органов и определил общие правила работы муниципальных предприятий, принятие бюджета, управление муниципальной собственностью. То есть основные экономические позиции Устава были определены. Новый Устав мы должны принять новым законом до 1 июля 2005 года. В чем его отличие? Отличие его, прежде всего, в том, что если Устав 1996 года предполагал большие варианты устройства местной власти, варианты компетенции представительного органа власти и органов исполнительной власти, то нынешний Устав достаточно жестко будет прописывать, с точки зрения выполнения законодательства Российского, относительно нового закона. Компетенция определена, она войдет в представительный орган власти. Предложены только две схемы устройства органов местного самоуправления, а также вводится новое понятие "городской округ". Произойдет расширение прав представительного органа власти, и вместе с ним возрастет его ответственность. В обязательном порядке, все законы, которые будут приниматься на уровне представительного органа власти Вологодской городской Думы, касающиеся бюджета города, общих правил, положений - обязательно должны будут пройти публичные слушания. То есть речь идет о привлечении населения к решению проблем местного характера. Это все прописано в законе и будет исполняться в обязательном порядке. Чего-то другого, с точки зрения устройства власти в городе Вологда не произойдет потому, что мы просто угадали. Угадали и по схеме, которая сегодня вписывается в новое законодательство, то есть Глава города является самостоятельной фигурой и избирается населением. В представительный орган власти Глава города входит с правом решающего голоса, но вместе с тем есть председатель Думы и руководство. Единственно, что здесь можно говорить о том, что если сейчас право вето принимается у нас простым большинством голосов, то в будущем это будет преодолеваться двумя третями, то есть просматривается более жесткая позиция. Количество депутатов останется прежним. Должно быть не менее 25, а у нас 30. Единственной проблемой стала проблема депутатов, работающих на не освобожденной основе. В соответствии с новым законом их должно быть не более 10% (или 3 депутаты), а у нас их 5. Но как нам сегодня разъяснила Государственная Дума и комитет по местному самоуправлению, это будет уже касаться депутатов следующего созыва. С новым законом все законодательство будет приведено в соответствие: Устав и нормативные акты, а по новым законам мы будем жить с 1 января 2006 года.

Что вы можете рассказать о бюджетной политике за весь период 10-летнего стажа Думы?

Бюджетная политика была очень сложной за весь период 10-летия городской Думы, если охарактеризовать ее, то это сложность межбюджетных отношений. Мы длительное время добивались, чтобы межбюджетные отношения – отношения, строящиеся между субъектом Федерации и органами местного самоуправления (муниципалитетами) были понятны и ясны. Чтобы они не страдали субъективизмом, чтобы это не использовалось в каких-то политических целях, чтобы нормативы отчислений имели форму долговременного характера. Чтобы мы могли ориентироваться не только на следующий год, но и на перспективу, чтобы мы имели возможности и стимулы для дополнительных доходов в городской бюджет. Город Вологда в 2004 году заплатит более 7 млрд. рублей во все виды бюджета налогов. Бюджет города Вологды на сегодняшний день составляет 2 млрд. рублей. Есть возможность повысить наши доходные источники, но по закону они регулируется ЗСО и Правительством области. Поэтому мы бы хотели и все время добиваемся, чтобы межбюджетные отношения были ясными и понятными. Есть ли результат? Да, результат есть. Но он пока еще не полный. Бюджет 2005 года сформирован Правительством области и находится на рассмотрении в Законодательном Собрании. Он сформирован по принципу подушевого расхода на каждого члена муниципалитета по каждой отрасли в отдельности, кроме ЖКХ. Там позиции пока нет, так как ничего не решено, учитывая, что сфера ЖКХ достигает 40-50%, - это достаточно большой объем расходных полномочий муниципалитетов, которые до сих пор до конца не понятно как выстраиваются. Например, Правительство просит население о том, что оно должно нести ответственность и определенные обязательства по уплате услуг ЖКХ, и в то же время Правительство не выполняет обязательства по расселению людей из аварийного жилого фонда, по благоустройству и так далее. Хотя в этом отношении Правительство области во главе с Губернатором, делают очень хорошие шаги. Накануне состоялось совещание у Вячеслава Позгалева, на котором было принято решение о финансовой помощи направленной на благоустройство в течение ближайших трех лет в размере 100 млн. рублей, выделенных из областного бюджета, - это является солидной прибавкой, за что мы благодарны Губернатору Вологодской области. Проблема межбюджетных отношений в какой-то степени на сегодняшний день существует, но она небольшая, по сравнению с предыдущими годами. Нам осталось пережить 2005 год, а 2006 год, в соответствии с новым законом и поправками в Бюджетный и Налоговый Кодексы, сделают эту процедуру более понятной и ясной. В данном случае финансовые вопросы городского бюджета будут решаться в соответствии с законодательством каждого муниципалитета. Мы научились разговаривать на понятном, конструктивном языке, - это большое достижение в бюджетной политике, которое мы ставили на весь период 10-летнего периода Думы.

Сколько вопросов приняла Дума за 10 лет? Какая доля из них приходится на социальную сферу (здравоохранение, образование, культура)?

За 10 лет Вологодской городской Думой было проведено 150 сессий и принято 2 тыс. 700 решений, 80% которых приходится на социальную сферу.

Скажите, сколько целевых программ находится под контролем городской Думы?

На сегодняшний день на контроле городской Думы находится 9 городских программ. Все они очень важные и рассчитаны на несколько лет. Это городская целевая программа "Кадрового обеспечения", "Вакцинопрофилактика анти ВИЧ/СПИД, "Обучение кадров здравоохранения", "Правопорядок", "Одаренные дети", "Вместе" - комплексные меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, "Молодежная политика", "Здоровый ребенок", "Профилактика вирусного гепатита". Часть программ будет продлена на следующий год. Самой главной программой является "Программа социально-экономического развития города Вологды". Одобрен нашими депутатами "План стратегического развития города", в котором они принимали активное участие. Поддержаны основные направления, а в 2005-2006 годах будут предприняты конкретные шаги. Будет создана нормативно-правовая база под выполнение этой программы.

Александр Николаевич, в Вологде очень запущено жилищно-коммунальное хозяйство. Почему так произошло, ведь депутаты всегда уделяли и уделяют городскому ЖКХ большое внимание. Может быть, народные избранники бояться принимать непомерные для населения решения (например, повышение тарифов)?

На мой взгляд, нельзя говорит о том, что ситуация резко ухудшилась. Да, в последнее время мы стали много говорить о проблемах жилищно-коммунального хозяйства. Причины понятны - новый руководитель комитета ЖКХиТ. У него свое видение на проблему. На сегодняшний день растет доля затрат семьи на ЖКХ, и население вправе задавать вопросы и делать все для того, чтобы эти услуги предоставлялись. По оплате тепла, воды и других коммунальных услуг на сегодняшний день есть свои особенности у города Вологды. Особенность в том, что тепло в Вологде значительно дороже, чем в Череповце, поэтому цены носят совсем иной характер. Мы должны контролировать ситуацию по тарифам ЖКХ, чтобы рост цен был адекватен росту заработной платы или пенсионному обеспечению. Поэтому депутаты должны учитывать все, включая инвестиционные процессы. Весь этот процесс непростой, хотя некоторым гражданам Вологда кажется он очень простым и они пытаются "давить" на городскую Думу и, тем самым, заставляют принимать жесткие решения. Главный критерий, которым руководствуются вологодские депутаты, если мы принимаем решения, заставляя, к примеру, платить за услугу определенную сумму, то эта услуга в обязательном порядке должна предоставляться. Например, по вывозу мусора было принято решение об увеличении тарифов. На сегодняшний день эта услуга реализуется на 90%, с каждым днем становится все меньше и меньше жалоб от населения. Предполагается увеличение тарифов на воду. А все из-за проблем, сложившихся на МУП "Вологдагорводоканал". Многие предприятия отказались от городской воды, так как стали использовать собственную воду, пробурив скважины. Объемы воды, потребляемые предприятиями у Водоканала, уменьшились в 3 раза. Это значит, что предприятие должно содержать эти сети, но средств на эти цели нет. За счет того, что цена на воду для промышленных предприятий выше, чем для населения, предприятие как-то выживало. За счет перекрестного финансирования удавалось держать достаточно низкие цены для населения. Тогда напрашивается вопрос: "Почему население должно платить за 30% потерь Водоканала?". На сегодняшний день Водоканал не готов заключить договор с населением на установку приборов для учета воды, и не собирается, говоря, что это в компетенции жилищных участков. А готов ли комитет ЖКХиТ к этой работе? Председатель комитета Валентин Горобцов говорит, что готов. С другой стороны есть люди, которым не нужна услуга на 100%, которую нам просто навязывают. На сессии на предложение проголосовать и принять решение откликнулось только 6 депутатов, все остальные были "за" то, чтобы пересмотреть законопроект на ноябрьской сессии. Проблема ЖКХ всегда будет находиться на первом месте

Городская Дума стала кузницей кадров для исполнительной и законодательной власти Вологодчины и страны в целом. Кто из бывших депутатов городской Думы работает на региональном или федеральном уровне?

Всего в представительный орган власти за 10 лет было избрано 72 депутата. Все они без исключения являются хорошими специалистами, занимают руководящие посты в области здравоохранения, образования, управления внутренних дел, и так далее. Принимают активное участие в ветеранских организациях. Я рад за то, что они нашли стезю: некоторые из них возглавили банки, работают в различных департаментах, промышленные предприятия. Все они являются авторитетными людьми города Вологды. На федеральном уровне работал депутат городской Думы Владимир Павлович Громов, избранный в 1995 году.

Принимали ли участие депутаты Гордумы в разработке последнего закона "Об организации и общих принципах местного самоуправления"?

Депутаты Вологодской городской Думы принимали самое активное участие в разработке этого закона. Мы внесли в него порядка 170 поправок к этому закону и на стадии его разработки, первого и второго чтения. Сам я неоднократно выступал на различного рода конференциях, собраниях, секциях, конгрессах Российских городов по вопросам местного самоуправления, а также принимал участие Михаил Банщиков и Игорь Литвинов. По моему мнению, Закон стал более понятным, приемлемым для сегодняшний реалий - это в том числе и наша заслуга. Например, предлагалось значительно повысить количество депутатов до 55. Предполагалось 1 депутаты на 10 тыс. населения. Но мы доказали, что 30 депутатов - это оптимальный вариант.

Что нового было сказано на последнем московском семинаре об организации местного самоуправления, на который Вы ездили?

Да, я ездил на этот семинар с начальником финансового управления Администрации города Вологды Вадимом Цепой и руководителем контрольно-счетной палаты Сергеем Сучковым. Семинар проводил институт экономики города совместно с организацией финансистов России. Был проведен анализ межбюджетных отношений в рамках всей России на 2005 год, - что из себя представляет федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и бюджеты муниципальных образований. Хотелось бы сказать, что на депутатских слушаниях по бюджету 2005 года, по-прежнему происходит перераспределение средств в пользу федерального центра. Бюджеты субъектов федерации на сегодняшний день теряют финансовые источники. И очень важно, чтобы в этих условиях к решениям о консолидированном бюджете, разумно и конструктивно подошли областные власти. Судя по тем нормативам отчислений, относящимся к городу Вологда, а они остались на уровне 2004 года. Такую конструктивную позицию со стороны областных властей мы получаем.

Кого из депутатов прошлого и нынешнего созыва можно назвать наиболее активным?

Я думаю, что все депутаты Вологодской городской Думы заслуживают сегодня того, чтобы их занести в список "наиболее активным". Все дело в том, что за основу должно быть принято желание того или иного депутата решать те или иные проблемы своего округа и городских проблем. Пусть у нас у всех разное мнение, разные точки зрения, пусть не у всех все получается в родном округе. Главное, что у всех депутатов Думы есть искреннее желание сдвинуть те или иные дела, решить те или иные проблемы в городе. Главными приоритетами в деятельности Думы стали вопросы совершенствования управления городским хозяйством, регулирования экономической и социальной сфер, усиление контроля за исполнением бюджета города. В первую очередь депутаты стремятся найти оптимальное решение проблем коммунального хозяйства, общественного транспорта, здравоохранения, образования, социальной защиты населения и благоустройства города. В настоящее время, главная забота депутатов - это реализация принятого в 2003 году нового Закона РФ "Об организации местного самоуправления в Российской Федерации".

© СеверИнформ, 2004 г.


Реклама:
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования