Пятница,
19 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ИНТЕРВЬЮ ИНТЕРВЬЮ

Журналисты ИА "СеверИнформ" подготовят сценарий и проведут интервью (Интервью-факт, Интервью-мнение, портретное Интервью) с руководителем или сотрудниками Вашей организации. При необходимости тематика и вопросы для журналиста, проводящего интервью, согласуются с Вашим специалистом по PR. (Отметим, что на основе Интервью можно сформировать Пресс-релизы для использования их в продвижения Вашей организации). Возможна публикация материалов Интервью на сайте SEVERINFORM.RU, а так же предоставление их на бумажном и электронном носителях.

Подробная информация по тел. (8172) 72-33-77 или эл. почте: заказать интервью.

07.09.2022

Игорь Любимов: «Электромобиль — это своего рода смартфон на колесах»

19.12.2018

Вологодчина православная

30.11.2018

Маленький дом писателя в Вологде

30.10.2018

Литературный патруль нагрянет в Вологду

29.10.2018

Опоки - уникальное собрание достопримечательностей на севере Вологодчины

24.09.2018

Уникальная вологодская природа полюбилась спортсменам

АРХИВ
   
СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРВЬЮ

Юрий Ямпольский: «Электроэнергия – тот ресурс, который может объединить все остальные ресурсы и услуги»

21.03.2016

Юрий Ямпольский: «Электроэнергия – тот ресурс, который может объединить все остальные ресурсы и услуги»

Недавно назначенный директор ОАО «Вологодаэнергосбыт» Юрий Ямпольский поделился с журналистом ИА «СеверИнформ» первыми впечатлениями о работе в вологодской энергокомпании и планами на ближайшее будущее, а также высказал мнением о социальной норме и тарифах.


- Вы уже успели вникнуть в дела «Вологдаэнергосбыта»? Расскажите, пожалуйста, о себе, о первых впечатлениях от нового места работы, о ваших профессиональных принципах.

- Последние 15 лет я занимался антикризисным управлением. «Срок жизни» антикризисного менеджера на одном месте это примерно 2-3 года. Потому что первые полгода анализируешь ситуацию, потом принимаешь решения, получаешь результаты, год ими наслаждаешься и идёшь дальше. Что касается Вологодской области, то за этот месяц я объехал филиалы нашей компании, познакомился с коллективом, особенностями работы подразделений и их проблемами. Я всегда с этого начинаю. Одно дело, когда сотрудники приезжают с докладом к руководству, и другое дело, когда ты приезжаешь к ним без сопровождения, без свиты и беседуешь один на один. Скажу сразу – специалисты грамотные, люди хорошие. Мы определили «правила игры», по которым будем вместе работать. Не нужно стесняться проявлять инициативу, высказывать своё мнение, но важно аргументировать его. Если позиция будет аргументирована, то я готов даже признать свою неправоту. Я считаю, что, если руководитель сильный, то он никогда не побоится признаться в том, что не прав. Когда человек ошибается? Когда у него либо мало информации, либо информация ложная. Ещё одна составляющая успешной работы компании - сотрудники должны видеть людей, с которыми сотрудничают. Территория области обширная. И не всегда в представительстве из Никольска или Великого Устюга знают коллег, к примеру, из Кириллова. Это нарушение профессиональных коммуникаций. Коммуникации должны работать на компанию. Поэтому есть цель - объединить людей, поставить задачи не каждому отдельно, а всем. Селектор есть селектор, а вот личное знакомство людей, общие встречи — это совсем другое. Планирую ввести практику расширенных совещаний по ключевым вопросам деятельности компании, решать вопросы в формате живого диалога с учётом мнения сотрудников подразделений, которые непосредственно работают с клиентами, знают практику.

Юрий Ямпольский: «Задолженность потребителей за энергоресурсы по стране составляет 850 миллиардов рублей»
Фото:Вологдаэнергосбыт

- Вы сами охарактеризовали себя как антикризисного менеджера. Ситуация в энергетике Вологодской области действительно настолько серьёзная?

- Ситуация серьёзная не только в энергетике Вологодской области, она серьёзная вообще в российской энергетике. Задолженность потребителей за энергоресурсы по стране составляет 850 миллиардов рублей. Это колоссальные деньги. Я бы не назвал ситуацию на Вологодчине критической. Есть регионы, где дела обстоят хуже. За примером далеко ходить не надо. Достаточно взять нашего северного соседа - Архангельскую область, где мне тоже довелось работать. Там проблемы в энергетике гораздо «старше» и острее. У нас на Вологодчине ситуация не настолько тяжёлая, но нужно работать с властью, с партнёрами, искать варианты решения проблем. Я всегда говорю, что, если есть проблема, то нужно пытаться её решить. Если её нельзя решить «в лоб», значит, нужно по-другому.

- А как вы оцениваете работу филиалов, подразделений компании?

- Нельзя филиалы сравнивать формально один с другим. Например, Череповец. Там компактность населения, производство, бизнес. Если взять Кирилловский филиал, то там практически нет производства, люди живут в разбросанных мелких населённых пунктах, там другая структура потребления электроэнергии. Наиболее тяжёлая ситуация в Вологодском и Череповецком филиалах, и это предсказуемо, в остальных МО ситуация рабочая, управляемая.

- Планируете ли вы встречи с руководством области для того, чтобы обобщить, систематизировать проблемы и наметить какие-то пути решения?

- Для того, чтобы встречаться с руководством области, о чём-то говорить, необходимо сначала понять компанию. Я в Вологде всего лишь месяц. Сегодня, уже ознакомившись с положением дел, посмотрев итоги и изучив проблемы, я готов общаться с властью. К тому же, когда я ездил по филиалам компании, то встречался с главами районов. В Великом Устюге, Кириллове, Тотьме, Череповце… Есть представление о пожеланиях муниципалитетов, есть диалог, который, уверен, даёт результат. Ведь от руководителей на местах очень многое зависит. Например, они могут отдать имущество котельных, водоканалов в аренду добросовестному арендатору, а могут и недобросовестному. Сегодня, к сожалению, есть желающие делать бизнес на неплатежах энергетикам, поэтому и законодательство у нас изменилось, стало жёстче. Прописана административная ответственность за непредоставление гарантий оплаты, вплоть до дисквалификации руководителя. А это «пятно» на всю жизнь.

- У вас богатый законотворческий опыт. Насколько при разработке законов федерального уровня учитывается практика, мнение региональных специалистов?

- Будучи генеральным директором ООО «Мечел – Энерго» я создал и возглавил рабочую группу «Честный энергетик», которая трансформировалась в секцию «Повышение платёжной дисциплины в ТЭК и ЖКХ» при Комитете Государственной Думы. Стояла задача положить проблемы отрасли на бумагу. А кто знает проблемы лучше: тот, кто сидит наверху, или тот, кто находится у сохи? Конечно, тот, кто находится у сохи, поэтому в этой группе у нас работали представители со всей страны: с Дальнего Востока, с Сахалина, из разных регионов. Секция насчитывала более 60 специалистов, и мы обсуждали каждый нюанс, знали все проблемы. Но при этом было понятно, что если напишем всё сразу, то такой закон не пройдёт. Поэтому мы разбили его на три блока, подготовили материал и отправили его в Комитет энергетики. Результат есть - законы уже пошли в жизнь. Это ФЗ №307, поправки в ФЗ №35 «Об электроэнергетике», ФЗ №190 «О теплоснабжении», ФЗ №261 «Об энергосбережении» и целый ряд других нормативно-правовых актов.

- 307-й федеральный закон вступил в силу в декабре. Это уже каким-то образом отразилось на платёжной дисциплине?

- Пока нет. Мы по январю не добрали 17,5% денег — это порядка 340 миллионов рублей. Мы должны начислять должникам пени. Но здесь есть один момент, который требует корректировки. Мы, как гарантирующий поставщик электроэнергии, начисляем потребителю проценты с первого дня. Я сейчас не имею ввиду население и бюджетников, там другая система. Мы должны начислить пени, показать это в налогооблагаемой базе и, соответственно, платить с этого налоги, а соберём мы эти пени или нет — этот вопрос никого не волнует. Если бы мы платили налоги с взысканной суммы, было бы другое дело. Но ведь по пени тоже может копиться долг. В итоге у гарантирующего поставщика образуется так называемый кассовый разрыв. Налоговики ведь не спросят нас: «Можете вы взыскать деньги или нет?». Мы этот момент в законе не учли. Будем инициировать поправки. Также нужно регламентировать порядок предоставления финансовых гарантий неотключаемыми потребителями, уточнить процедуру ограничения потребителей-должников, проработать механизм по синхронизации применения финансовых гарантий участников рынка во всей цепочке производства, поставки и потребления энергоресурсов. Нужно упростить порядок платежей, в частности предусмотреть возможность внедрения прямых договоров поставщиков энергоресурсов с конечными потребителями.  Сам закон – это только начало пути. Предстоит подготовить и выпустить ещё с десяток различных нормативно-правовых актов в «обвязку» закона. Эта работа ведётся. Все ключевые позиции, которые я назвал, поддерживают Минстрой и Минэнерго.

- Время от времени поднимается вопрос о тарифах на электроэнергию. Не слишком ли они высокие? Что вы думаете по этому поводу? Существуют ли какие-то способы, как их можно снизить?

- Во-первых, тарифы в регионах разные. Например, если опять же сравнить соседние Вологодскую и Архангельскую области. Несколько лет назад тарифы для населения в Архангельске уже были порядка 3,5 рублей. Там неценовая зона и немножко другое формирование стоимости. Взять, к примеру, карелов, у них тариф ниже, чем у нас. Сетевая составляющая везде разная. Ну, можно вспомнить советское время, когда тариф был для всех одинаковый, но тогда это был бы уже не рынок. Ведь реформа делалась для чего? Чтобы каждый регион реализовывал свои возможности и жил своими деньгами.

Юрий Ямпольский: «Было бы разумно ввести соцнорму для малообеспеченных слоёв населения через дотацию бюджета»
Фото:Вологдаэнергосбыт

- Одно время очень активно обсуждалась социальная норма потребления электроэнергии. У неё были как ярые противники, так и сторонники. Потом эта тема стихла. Как вы относитесь к этой идее?

- Каждый социальную норму понимает по-своему. На мой взгляд, было бы разумно, если бы её ввели для малообеспеченных слоёв населения через дотацию бюджета, то есть через механизм компенсации гражданам. Я считаю, что нельзя абсолютно для всех вводить социальную норму. А механизм компенсации, когда потребители платят полностью за электроэнергию, а потом им возвращают часть денег, мог бы стимулировать людей к платёжной дисциплине. Если человек не платит, то за что ему давать льготу? А если человек не нуждается, то зачем ему давать льготу?

- В одном из интервью вы говорили, что необходимо перейти на расчёты с населением напрямую. А Президент недавно высказал идею создания расчётно-кассовых центров при гарантирующих поставщиках электроэнергии. Это позволит решить ряд проблем. Но не создаст ли это новые трудности? И ведь это будет достаточно большая нагрузка на ваш коллектив.

- Мы уже реализуем в области проект «Единая квитанция». Третий год. Мы включаем в одну квитанцию расчёты за воду, тепло, газ, свою электроэнергию и десятки различных услуг от кабельного телевидения до вывоза мусора и социального найма жилья. Мы сегодня уже это делаем, программный комплекс работает, поэтому для нас это не создаст проблем. Это создаст проблемы для тех управляющих компаний, которые собирают деньги с населения, но не отдают их не только нам, но и другим ресурсоснабжающим организациям. А переход на прямые расчёты и прямые платежи — это немножко разные вещи. Под расчётами мы подразумеваем прямой договор потребителя с поставщиком ресурса, прямую квитанцию, прямые взаимоотношения. А при прямых платежах расчёт ведётся через квитанции УК. Часть денег, например за потребление электроэнергии на общедомовые нужды, всё равно прогоняется через счета управляющих компаний, ресурсники не могут работать с конечным потребителем – должником, ведь стороной по договору остаётся УК. Нужно вносить изменения в жилищный кодекс о закреплении прямых расчётов. Мы об этом много спорили, когда закон разрабатывался, но тогда так и не пришли к единому мнению. Я считаю, что эту норму надо упростить, чтобы ресурсники могли без проблем учитывать свой ресурс, вести расчёты и получать прямые деньги, а управляющие компании должны заниматься предоставлением коммунальных услуг.

- Трудно собрать собственников в многоквартирном доме, чтобы принять какие-то общие решения, в том числе и перейти на прямую оплату за электроэнергию, минуя счёт УК. Может ли заключить прямой договор один собственник или несколько?

- Да, сегодня, к сожалению, почти невозможно собрать всех собственников. Но это должно быть решение всего дома, только все жильцы переходят на прямые платежи. Не может быть такого, что один Иванов перешёл, а остальные нет, потому что есть общедомовое потребление. Оно учитывается в расчётах. В частном секторе, да, никаких проблем нет. Там и так сегодня собственникам приходят счета от «Вологдаэнергосбыта».

- Возвращаясь к теме расчётных центров. Вы сказали, что «Вологдаэнергосбыт» уже отчасти эту идею реализовывает. В чём коренное отличие действующей модели от того, что предлагает Президент, и какие преимущества при этом получает потребитель?

- Президент имел ввиду организацию приёма и диспетчеризации платежей не только в коммунальной сфере, но и внутри отрасли – в энергетике. Учитывая изменения в законодательстве, мы сегодня предлагаем юридическим лицам заключать договор купли-продажи электроэнергии со сбытовой компанией и отдельно договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией. При этом потребитель сможет оплачивать оказанные ему услуги по передаче электроэнергии как напрямую, так и через расчётный центр. В целом смысл этого решения на базе гарантирующих поставщиков в том, что количество потребителей у энергосбытовых компаний больше, чем у других ресурсоснабжающих организаций. В частном доме может не быть водопровода или газа, но электричество к нему точно проведено, и данные об этом домохозяйстве у нас есть. Электричество – тот ресурс, который может объединить все остальные ресурсы и услуги. Программный комплекс способен обрабатывать большие объёмы лицевых счетов. То есть не нужно создавать какие-то новые структуры и вкладывать в это большие деньги. К тому же статус гарантирующего поставщика предусматривает контроль со стороны государства. Когда потребитель оплачивает единую квитанцию, сумма автоматически расщепляется между организациями ЖКХ. Наш опыт, а сегодня в проекте участвуют более 40 учреждений и организаций в 23 муниципальных образованиях Вологодской области, показывает, что собираемость платежей у партнёров проекта увеличивается. Тот факт, что ежемесячно к проекту «Единая квитанция» присоединяются все новые организации, наглядно доказывает, что им это удобно и выгодно. Мы никого не заставляем, не используется административный ресурс, руководители просто видят результаты коллег из соседних территорий, и принимают решение. От такого подхода выигрывают все. В том числе и потребитель, который получает один подробный счёт и платит в «одно окно».

- В России ещё есть подобный опыт?

- Конечно. Вот, например, свежая новость - ФАС разрешила "Интер РАО" собрать 51% акций АО "Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области". Этот РКЦ аккумулирует платежи за услуги ЖКХ в Ленинградской области. Цель – ликвидация неплатежей и посредников при оплате коммунальных услуг. Ранее холдинг уже стал основным владельцем аналогичного РКЦ в Подмосковье.

- А применительно к энергетике, в чём в этом случае заключается интерес ваших партнёров – сетей, потребителей?

- Условно говоря, если мы берём за 100 единиц стоимость электроэнергии и дробим её на два договора, то 36,2% - составят затраты на передачу. При этом при заключении договора с сетевой компанией потребитель может обсудить более удобный график платежей. Допустим, 20-го числа этого месяца и 18-го следующего по половине от суммы платежа. У нас график жёсткий. Мы обязаны на оптовом рынке оплачивать электроэнергию 10-го (35%), 20-го числа (35%) текущего месяца, и окончательный расчёт – 18 числа следующего. Такие же обязанности транслируются и на потребителя. Таким образом, при разделении договоров бизнесмен на начало месяца получает экономию в 12,5% по деньгам, которые он может направить на зарплату или выплату налогов. А к 20- му числу можно получить еще 7% экономии. Эта разноска по времени для потребителя получается выгодной. Прямые договоры позволят сетевым организациям своевременно аккумулировать денежные средства для реализации инвестпрограмм. Приём платежей через расчётный центр – это возможность не создавать с нуля собственные биллинговые системы, не увеличивать нагрузку на тариф. Кроме того, сетевые организации, как и мы, будут заинтересованы в повышении платёжной дисциплины потребителей электроэнергии. В целом это не новая идея. Ещё в июле 2015 года с «МРСК Северо-Запада» была подписана «дорожная карта», предусматривающая переход на такие договоры.

- Кто сегодня основные должники за электроэнергию?

- Задолженность составляет порядка 2,5 миллиарда рублей. Население должно 850 миллионов, сфера ЖКХ — 190 миллионов. При этом неотключаемые потребители составляют 2/3, и они «прячутся» за население. Это сегодня наша беда, на которую нужно направить все свои силы нам, сетевым организациям и власти. Нужно взаимодействие, нормальный диалог. Кто у нас является неотключаемыми потребителями, по закону или «по статусу»? Школы, больницы, котельные, водоканалы, объекты силовых ведомств. Самая действенная мера – прекратить поставку неоплачиваемого ресурса. Но объект Минобороны по закону отключить нельзя, школа не относится к неотключаемым потребителям, но как я отключу школу, если там учатся дети? Больницу в соответствии с законом отключить можно, там должен быть резервный источник энергоснабжения, но его же там нет. Отключить котельную? Без тепла останутся ни в чём не повинные люди, которые заплатили деньги за тепло. И так далее. При этом энергетики не уполномочены осуществлять социальные функции, наша задача – обеспечить надёжное энергоснабжение. А как его обеспечивать, если, например, в Вологде за электроснабжение школ нет оплаты с сентября. С начала учебного года! Есть проблемы и в работе с населением. Закон обязывает нас за 10 дней уведомить должника об отключении, и за 3 дня уведомить письменно. Территория области такова, что часто невозможно уложиться в эти сроки. Почта в некоторые населённые пункты приходит раз в неделю. Ведь человек знает, что он должен, а я его обязан два раза уведомить. А как это сделать? В больших городах это не проблема, а вот в сельской местности каким образом это сделать?

- Недавно в Вологде нашумела история с отключением «Вологдаэлектротранса», когда на несколько часов остановились троллейбусы. Кому ещё из социально важных предприятий вы готовы применить в ближайшее время аналогичные санкции?

- Как уже сказал, критическая ситуация сложилась с платежами за энергопотребление школ в Вологде. Долги приближаются к 15 миллионам рублей, оплаты нет с сентября. Возможно, придётся отключить школы на период каникул. А как нам быть в этой ситуации? У нас жёстко обозначены сроки платежей за электроэнергию на оптовом рынке: 10, 20, и 18 числа. При этом там жёсткие штрафные санкции. Если на 21 число я имею два пропущенных обязательства по платежам, то теряю статус субъекта оптового рынка. Брать кредиты? Давайте рассмотрим этот вариант: дали мне кредиты, но я как человек хозяйственный должен понимать, как я буду отдавать. А если каждый месяц у меня будет по 340 миллионов рублей недобора, как, например, в январе, то за год это выльется в 4 миллиарда. Это ещё без процентов. Если мы такими темпами пойдём, то куда придём? Что делать? Деньги собирать.

- Удалось ли вам за месяц работы в нашей области сформулировать для себя основные задачи, которые вы планируете реализовать в ближайшее время?

- Первая задача, это разделение договоров на передачу и на покупку электроэнергии. Для потребителя это выгоднее. Второй вопрос — это выстраивание отношений с коллегами из сетей, потому что есть проблемы, которые появились до меня, и есть желание их решить. И третья моя задача — повысить устойчивость компании, в которую я пришёл. Все эти задачи можно решить только во взаимодействии со своими коллегами, партнёрами и властью.

© СеверИнформ, 2016 г.


Реклама:
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования