Пятница,
29 марта 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ИНТЕРВЬЮ ИНТЕРВЬЮ

Журналисты ИА "СеверИнформ" подготовят сценарий и проведут интервью (Интервью-факт, Интервью-мнение, портретное Интервью) с руководителем или сотрудниками Вашей организации. При необходимости тематика и вопросы для журналиста, проводящего интервью, согласуются с Вашим специалистом по PR. (Отметим, что на основе Интервью можно сформировать Пресс-релизы для использования их в продвижения Вашей организации). Возможна публикация материалов Интервью на сайте SEVERINFORM.RU, а так же предоставление их на бумажном и электронном носителях.

Подробная информация по тел. (8172) 72-33-77 или эл. почте: заказать интервью.

07.09.2022

Игорь Любимов: «Электромобиль — это своего рода смартфон на колесах»

19.12.2018

Вологодчина православная

30.11.2018

Маленький дом писателя в Вологде

30.10.2018

Литературный патруль нагрянет в Вологду

29.10.2018

Опоки - уникальное собрание достопримечательностей на севере Вологодчины

24.09.2018

Уникальная вологодская природа полюбилась спортсменам

АРХИВ
   
СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРВЬЮ

Преподаватель МГУ Алексей Сапкин: «Чиновника нужно «брать за шиворот» и трясти из него душу»

04.11.2014

Алексей Сапкин стал приглашенным экспертом на форуме

Первый журналистский форум «МедиаПицца» в Вологде собрал рекордное, по словам организаторов, количество участников. 1 ноября в областном центре собрались порядка 300 молодых журналистов, пиарщиков и фотографов. Среди них – и те, кто только думает встать на тропу медиа и те, кто уже вовсю «рулит» информационным процессом. В течение нескольких часов для них проводили лекции и мастер-классы успешные в своей сфере специалисты. Одним из приглашенных федеральных экспертов стал преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ, журналист и специалист по PR Алексей Сапкин. Корреспонденту ИА «СеверИнформ» удалось встретиться и побеседовать с ним.


- Алексей, Вы довольно часто посещаете подобные форумы. Почему?

- Такие мероприятия позволяют мне держаться в тонусе, потому что каждый раз это - новые люди с разной степенью подготовки. И, как правило, бывает невозможно понять, что за аудитория соберется – сами они захотели сюда прийти, или их просто освободили от пар и попросили поприсутствовать. Я, конечно, всегда стараюсь импровизировать. Правда, есть и определенная любимая программа, но я пытаюсь по максимуму отталкиваться от того, что в данном случае будет уместно. Честно говоря, для себя я воспринимаю это в качестве тренировки и зарядки. Мне интересно принимать участие в таких форумах, и нет особой мотивации, что «надо обязательно делиться знаниями». Мне просто приятно работать с разными аудиториями, узнавать что-то новое, потому что всегда есть обратная связь. Я бы сказал, что такой формат преподавания интереснее, чем 32-часовой курс, в рамках которого приходится очень подробно останавливаться на каждом вопросе. А здесь перед тобой стоит вызов – «втиснуть» 32 или 64 академических часа в полуторачасовую встречу. Иногда получается, иногда нет. Всегда по-разному.

- Организаторы "МедиаПиццы" не ожидали такого наплыва участников. На форум заявилось в два раза больше человек, чем планировалось. Получается, журналистика пользуется спросом. Как Вы считаете, такие форумы нужны? Насколько они эффективны? Возможно, Вы видите другую форму проведения подобных мероприятий?

- Если люди приходят на такие форумы, значит им это интересно. Мне кажется, занимательной формой могла бы стать медиа-игра, связанная с выпуском нескольких газет. Так как создание печатного издания «на коленке» - это не только интересно. Оно может стать достижением, с которым человек себя в дальнейшем готов связывать. Или у него в жизни возникнет какая-то сложная ситуация, и он подумает: «Ну, все-таки, это не так тяжело, как выпускать газету в полевых условиях...». И такой опыт еще на несколько лет может стать мерилом или планкой уровня тяжести. Ведь сколько бы времени ни посвящали теоретическому общению, все равно на практике человек получает навык, и это гораздо более качественный уровень осмысления материала.

- Не проще ли взять учебное пособие или пройти практику в любом местном СМИ?

- На практику пойти можно, но при условии, что есть возможность попасть в хорошую редакцию. А практиковаться, например, в студенческой газете посоветую в очень редких исключениях. Я часто общаюсь с журналистами, в том числе начинающими. Иногда среди них я встречаю людей талантливых, прекрасных, с «огоньком» в глазах. Но по ним уже проехалась всей своей тяжестью студенческая, профсоюзная «якобы журналистика»: – «мероприятия», «ребята», «собрались», «в теплой атмосфере»… Все то, что зачем-то делается, но делается «в никуда», так как никто это не читает. Конечно, здорово пройти практику, но делать это лучше в хороших СМИ.

- Если говорить о региональной журналистике, какие, на Ваш взгляд, есть самые больные места?

- К счастью, больных мест не так много. И их достаточно легко вылечить, если поставить себе такую цель. Сразу скажу, что не только в нашей стране локальная журналистика временами скучновата. Например, это справедливо в отношении скандинавских стран. Дело в том, что отечественная и западная журналистики развивались немножко по-разному. У нас был большой период, когда печать играла роль партийного вестника, публиковала отчеты, официоз и так далее. В то же время на Западе журналистика была более коммерциализирована, и ей нужно было выживать и продаваться. Событий в той же самой Швеции, Финляндии практически не происходит – там на главной странице «Helsingin Sanomat» - главной финской газеты - может быть сообщение о ДТП без пострадавших, и это станет новостью, которую еще несколько дней будут обсуждать. При всем при этом локальная пресса в той же Скандинавии сильно развита, и люди ее любят. Там в центре журналистики стоит человек, и газеты состоят из «человеческих» историй. Если ничего не происходит, то они и не пишут о разных скучных мероприятиях, а пытаются писать про людей. А у нас, мне кажется, этого не хватает. Соответственно, беда номер один в том, что наши газеты пытаются писать о незначительных событиях – о мероприятиях, об отчетах и официозе вместо того, чтобы уделить внимание людям, соседям, которые рядом с тобой живут. Это гораздо интереснее.

Алексей Сапкин о о проблемах региональной журналистики

Вторая особенность нашей региональной прессы – это тесная связь с официальными органами. И отсюда иногда некая «беззубость», заигрывание с чиновниками. Вместо того, чтобы «открыть дверь ногой» к чиновнику и «вытрясти из него душу», спросив: «Когда будет то, когда будет это, почему так, и куда ушли вот эти деньги?», журналист задает вопрос: «Как Вам при таком плотном графике и количестве подчиненных удается все успевать?». Вместо того, чтобы поговорить предметно, журналист начинает делать личностное интервью, хотя такой жанр больше подходит для художников, актеров и артистов. Чиновника надо «брать за шиворот» и «трясти из него душу». Третьим пунктом я бы обозначил некую «местечковость». Это когда: «Наш район, наша область окружены каменным забором и все, что происходит вокруг – вся эта жизнь, весь мир – к этому мы не имеем никакого отношения. И поэтому выбираем неинтересные, незначительные, но зато свои мероприятия!». И это вместо того, чтобы взять и посмотреть, как глобальные тенденции ведут себя у нас. Мне кажется, что задача журналистики – не изолировать себя внутри региона, а показывать взгляд жителя «Нижней Пырловки» на себя и на мир. Я вижу, что очень часто люди варятся в собственном соку и понижают планку, а в редакциях иногда публикуется все подряд – нет конкуренции материалов.

- Назовите самые удачные, на Ваш взгляд, региональные проекты

- Есть примеры, когда локальные газеты читает вся страна. Пример номер один – «Фонтанка», питерское интернет-издание. Или интернет-агентство «URA.RU», журналисты которого устроили акцию, когда на дорожных выбоинах нарисовали портреты чиновников.

- Сейчас модно говорить о том, что для работы журналистом не обязательно специальное образование. Какова Ваша позиция по этому вопросу как человека, имеющего красный диплом журналиста?

- Я скажу, что журналистское образование не помешает, и многие вузы дают отличное образование. В первую очередь, это факультет журналистики МГУ, Высшая школа экономики, СПбГУ. Хуже не будет – вы станете профессиональным журналистом. Но я не буду отрицать, что, по большому счету, любого образованного человека, который может связывать слова в предложения и ставить пробелы после запятых и другие знаки препинания, можно научить писать заметки, потому что это куда больше технология, чем творчество. И на первый план выходят даже не навыки и не образование, а качества личности. Это любопытство, способность мыслить критически и понимать, что людям интересно, что нет. И если человек обладает таким базовым набором, он может работать журналистом. Да и вообще много кем. Если же он при этом имеет, например, экономическое образование, из него может выйти прекрасный журналист. Но не сразу.

- Сейчас наблюдается тенденция так называемого клипового мышления, и человек чаще воспринимает информацию в режиме интернет-страницы, отображаемой на смартфоне. Как Вы думаете, как в будущем будет подаваться информация ?

Алексей Сапкин: "Люди теряют навык воспринимать информацию большими кусками"

- На самом деле сейчас происходит что-то ужасное, и дошло до того, что под роликами длительностью 20 секунд пишут: «Смотреть до конца». Люди теряют навык воспринимать информацию большими кусками, требуется геймификация, развлечение, все нужно резать кусочками – в общем, такой «фаст-фуд». И меня это не может не пугать. Могу сказать, что, воспитывая своих будущих детей, я постараюсь поддерживать искусственную «эко-систему», в которой роль гаджетов, телевизора и Интернета не будет первостепенной. Я хочу, чтобы мой ребенок мог сесть и прочитать книжку в 400 страниц. Люди есть разные, и всегда будет как «средняя масса», так и те, кто станет двигать нас вперед и предлагать идеи будущего. И, возможно, вся эта переваренная кашица, информационный фаст-фуд останется уделом широких масс, а те, за кем мы пойдем, будут способны удержать свое внимание дольше, чем на 30 секунд. Я думаю, что личность журналиста из текстов начнет постепенно пропадать. Первые звоночки – это так называемые интервью «без вопросов». В журнале «Esquire» есть рубрика «Правила жизни». В ней публикуют только ответы на вопросы, которые задавал журналист. Мне кажется, что скоро материалы будут представлять собой некий набор ссылок на первоисточники. А журналист станет выступать в роли сомелье и предлагать читателю попробовать тот или иной продукт.

© СеверИнформ, 2014 г.


Реклама:
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования